Инженерно-технические мероприятия гражданской защиты. Разговор будет об их новом значении и новом наполнении, старт которым дал закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, по обеспечению требований гражданской защиты при планировании и застройке территорий». Этот закон вступил в силу 24 октября 2022 года. Закон 2486 достаточно объемный и разноплановый, поэтому остановлюсь только на определенных положениях касающихся проектной и строительной деятельности, попробую в логической последовательности. В законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности», есть статья 29, которая определяет содержание и порядок получения градостроительных условий и ограничений. Так вот законом 2486, к ней добавлен новый пункт 10, согласно которому градостроительные условия и ограничения, с 24 октября 2022 года должны содержать требования по разработке раздела инженерно-технических мероприятий гражданской защиты для объектов определенных в соответствии с частью 10-й статьи 31 того же закона «О регулировании градостроительной деятельности». Эта часть 10 статьи 31 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» тоже новая и добавлена тем же законом 2486. Содержание ее таково: проектная документация на строительство обязательно должна содержать раздел инженерно-технических мероприятий гражданской защиты. В составе этого раздела может предусматриваться строительство защитных сооружений гражданской защиты или сооружений двойного назначения, а также проектные решения по учету требований пожарной и техногенной безопасности. Этот раздел должен присутствовать в проектах для объектов строительства, которые по классу последствий относятся к объектам со средними и значительными последствиями, на которых постоянно будут находиться более 50 физических лиц или периодически будут находиться более 100 физических лиц. Ну, опять же масло масляное, поскольку эти требования выписаны в базовой статье 32 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и это не очень хорошо, такие вещи должны отмечаться где-то в одном месте, а на него делаться соответствующие ссылки. Ну и такой раздел гражданской защиты буду его звать так далее для краткости, должен присутствовать в проектах объектов в соответствии с перечнем определенного Кабинетом Министров.
Такой перечень был утвержден еще постановлением правительства в 2014 году, но с другим названием. Теперь с 5 января 2023-го года это перечень объектов, проектная документация на строительство которых должна включать раздел гражданской защиты. Об указанном перечне, который, очевидно является ключевым, в реализации новых норм поговорим дальше, а сейчас чтобы не потерять последовательность и единство изложения, еще о двух новых нормах, внесенных законом 2486. Статья 39 того же закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», определяет как известно порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. В этой статье с самого начала ее существования был некий немного ужасающий пункт - орган государственного архитектурно-строительного контроля в случае необходимости при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей сертификата может обратиться в государственные органы с целью получения соответствующих заключений. Ну если и случались такие случаи, такие обращения, то видимо не очень часто. Поэтому с первого взгляда с 24 октября 2022-го года суть этого пункта не очень изменилась, только добавлен красноречивый такой намек к какому органу не следует бы забывать обращаться, ну разумеется в орган гражданской защиты. Однако сделано это сознательно, потому что это дополнение следует рассматривать в связи с уточнением одного из оснований для отказа в выдаче сертификата. Опять же теперь в соответствии с законом 2486 это основание звучит так: орган госархстройконтроля отказывает в выдаче сертификата, если имеет место не соответствие объекта проектной документации на строительство такого объекта и, или требованиям строительных норм, в том числе по соблюдению требований предусмотренных разделом гражданской защиты, требований пожарной и техногенной безопасности. Ну, вот вам и движущая сила для принятия решения об обращении в орган гражданской защиты. Чтобы не принимать решение самостоятельно всегда можно отправить обращение, тем более, сейчас это делается просто, в рамках электронной системы. А то, что лучше так и сделать достаточно убедительно намекает вышеупомянутый перечень. Посмотрим.
Вы скажете - есть экспертный отчет, для чего обращаться? Ну, вопросы техногенной и пожарной безопасности там, в отчете, должны быть отражены, это предусмотрено, а вот о разделе гражданской защиты пока ни слова. Очевидно, нужно безотлагательно вносить изменения и в порядок проведения экспертизы и в руководство, предусматривать этот раздел. Правда руководство предусматривает, что по желанию заказчика или проектировщика, для подтверждения правильности принятых решений может быть проведена экспертиза отдельных разделов проекта, в том числе конечно и гражданской защиты, но возникает другой вопрос - а кому проводить экспертизу, с каким сертификатом? Поэтому очевидно нужно вводить и новое направление сертификации исполнителей. Ну и подводит итог указанным нововведениям, еще одна норма закона 2486 о том, что положение об обязательности раздела гражданской защиты в составе проектной документации, применяется к объектам, право на выполнение строительных работ по которым получено после вступления в силу закона 2486, то есть с 24 октября 2022 года. Ну, загадочная норма, если право получено 25 октября 22-го года, то в составе проектной документации уже должен был быть раздел гражданской защиты. Не говоря уже о более поздних датах. Надо сказать, что наличие такого раздела действительно предусмотрено приложением Е ДБН «Состав и содержание проектной документации на строительство», в составе проекта или утверждающей стадии РП на строительство объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Но статус приложения справочный. Таким образом, обязательное наличие раздела гражданской защиты до 24 октября, в проекте вроде и не требовалось. И что мешало проектировщику передать разработанную без этого раздела проектную документацию заказчику, а потому утвердить ее и обратиться за получением разрешения но уже после 24 октября? Но получив разрешение заказчик сразу подпадает под действие части 10 статьи 31 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и практически вынужден осуществлять корректировку проекта. И это вступает в противоречие с пунктом 15.5 Порядка разработки проектной документации на строительство объектов. Этим пунктом установлено, что проектная документация на объект строительства должна быть разработана с учетом строительных норм и нормативных документов, обязательность применения которых установлена нормативно-правовыми актами, действующими на дату передачи ее заказчику. То есть, если проектная документация передана заказчику до 24 октября 22-го года, то какой нормой руководствоваться? Законом или Порядком проектирования? Или опять решать органу Госстройконтроля? Да у него кажется и так проблем хватает... А участники строительной деятельности имеют очередную коллизию вызванную несистемным внесением изменений в законодательную базу. Как по мне, урегулирование вопроса введения обязательности раздела гражданской защиты должно быть связано с упомянутым в начале дополнением, которое говорит о том, что с 24 октября градостроительные условия и ограничения должны содержать требования по разработке раздела гражданской защиты для определенных объектов строительства. Из этого вытекает несколько вполне объективных предположений, фактически ответственным за обязательность наличия в проекте раздела гражданской защиты выступает орган, выдающий градостроительные условия и ограничения. Проектировщик может и должен разрабатывать такой раздел, когда есть соответствующие требования в градостроительных условиях. В таких условиях и ограничениях выданных до 24 октября 22-го года указанные требования по разделу гражданской защиты, могли отсутствовать, а следовательно и не реализованы в проекте. Таким образом, положение об обязательности раздела гражданской защиты в составе проектной документации логично применять к объектам, проектирование которых осуществлено на основании градостроительных условий и ограничений, выданных после 24 октября 2022 года.
Что здесь не так? Вернемся к перечню объектов, проекты которых должны содержать раздел гражданской защиты. Согласитесь, этот перечень теперь, прежде всего, имеет значение для уполномоченных органов градостроительства и архитектуры, которые выдают градостроительные условия и ограничения, в составе которых должны быть предусмотрены требования по разработке раздела гражданской защиты, в составе проектной документации. Ну а если такие требования будут отсутствовать, но должны быть, тогда есть основание вмешаться в дело главным инспекторам государственного архитектурно-строительного надзора. Эти должностные лица уполномочены проверять законность решений в сфере градостроительной деятельности принятых управлениями градостроительства и архитектуры, выдавать предписания об устранении таких нарушений, останавливать действие решений и обращаться с исками в суд об отмене таких решений. Так что видите применение перечня под довольно таки надежным надзором. Если даже бегло проанализировать этот перечень, то трудно сказать, чего там нет, то есть, какие объекты строительства не включены. Потому что если они не включены явно, то как известно, на них можно выйти через такие обобщенные позиции, которые содержит перечень, ну например, объекты, которые по результатам идентификации объектов повышенной опасности отнесены к объектам повышенной опасности соответствующего класса, далее, объекты критической инфраструктуры, который отнесены к I-IV категории критичности в соответствии с законодательством. Это новая история, которая только начинается. Кто попал в эти объекты скоро узнаем из соответствующего реестра, который формирует уполномоченный орган в сфере защиты критической инфраструктуры. А таким органом является недавно созданная ГЗКИ (государственная служба защиты критической инфраструктуры и обеспечения национальной системы устойчивости Украины).
Далее, в перечень включены объекты, принадлежащие субъектам хозяйствования, которые отнесены или подлежат отнесению к соответствующей категории гражданской защиты, согласно порядку, утвержденному соответствующим постановлением правительства. Такое постановление для служебного использования.
Ну и вишенка на торте. В перечень включены объекты, в том числе жилые и общественные сооружения, строительство которых планируется на территориях таких опасных зон согласно ДБН «Инженерно-технические мероприятия гражданской защиты». Этот ГСН тоже для служебного пользования. А зоны такие - зоны возможных значительных разрушений, зоны возможного опасного и значительного радиоактивного загрязнения, зоны возможного химического загрязнения, зоны возможного катастрофического затопления. Кого не касается это, так только объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта.